Какой части ораторского выступления характерны следующие приемы обращение обзор главных моментов

В этой части речи объясняются мотивы, побудившие оратора к выступлению, фокусируется внимание на содержании предстоящего рассуждения, оратор пытается расположить к себе аудиторию. Настроить слушателей положительно – одна из задач оратора.

Методические указания студентам

это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Так как ораторское искусство направлено на мастерство устных выступлений, то любые рекомендации и законы риторики нацелены на устное восприятие речи слушателем. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Композиция ораторского выступления. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап – это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории. Приемы обращения, обзора главных моментов, парадоксальности ситуации, юмористического замечания характерны для следующих частей ораторского выступления. Баллов: 1,00 из 1,00. Исключите избыточный элемент в списке источников красноречия, названных М.В. Ломоносовым. В основе какой мыслительной операции и структурно-смысловой модели лежит топос «родовидовая характеристика предмета речи»?

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

Грановский, 2 Д. Менделеев 3 А. Луначарский 4 П. Лесгафт 14. Кони, В. Д Спасовича, Ф.

Демосфен тоже имел целый арсенал приёмов, присущих его собственному стилю.

Вот некоторые из них: Прямое обращение к аудитории — обращение «граждане афинские», на которое Демосфен был щедр и употреблял его после каждых 3-4 предложений, всякий раз усиливало внимание толпы. Вопрос-ответ — Демосфен этим приёмом всякий раз вызывал ощущение диалога, сопричастности, обращал скучающего слушателя в пламенного единомышленника: «К чему я это говорю? Да к тому, что…». Риторические вопросы — излюбленный приём Демосфена. Риторический вопрос — это вопрос, на который заранее известен ответ, и его задача заключается в том, чтобы повлиять на аудиторию, привлечь её внимание и вызвать эмоциональную реакцию. Всплеск эмоций в неожиданных возгласах — «Хорошо!

Оратор Демосфен — образчик того, как добиваться вершин с помощью усердных тренировок и тщательной подготовки к выступлениям. Но вернёмся в сегодняшний день и посмотрим, какие ещё несколько приёмов ораторского искусства можно взять себе на заметку. Приём «Король говорит» Этот приём является основным приёмом риторической стратегии и означает, что оратор ставит себя в положение непререкаемого авторитета, ведущего обсуждение предлагаемой темы. Это подразумевает, что оратор владеет знаниями и опытом в данной области, и его мнение заслуживает доверия. Этот прием позволяет убедительнее выражать свои мысли, увеличивая тем самым эффективность коммуникации со слушателями. Так говорили древние греки.

Только тот, чья речь богата знаниями и силой убеждения, чей голос звучит уверенно и звучно, чья дикция достаточно членораздельна для понимания, способен влиять на людей, управлять ими, менять их психику и т. Но помните: чем больше ваш речевой инструментарий и степень влияния на аудиторию, тем больше ответственности лежит на вас за последствия своего воздействия на неокрепшие умы. Фильтруй базар, как говорится. Приём «Собака на сене» Название этого приёма происходит от старой европейской народной сказки «Собака на сене», где главный герой, собака, не может выбрать между двумя кормами и остается в итоге ни с чем. В ораторском искусстве это означает, что говорящий критикует определенные действия или решения, но сам не предлагает конструктивных альтернативных вариантов или решений. Этот приём может быть использован, чтобы заставить аудиторию начать обдумывать возможные решения или другие варианты действий.

Однако, применение «Собаки на сене» может иметь отрицательное влияние на слушателей, так как может произвести впечатление, что говорящий просто критикует без какой-либо практической пользы.

Потому, что в устной речи отражается то членение, которое сопровождает процесс мысли у автора». Устная речь, вооруженная современными техническими средствами, решительно наступает на письменную, приобретая ее отличительные особенности - способность фиксироваться, сохраняться и воспроизводиться, и получая перед нею важные преимущества: моментальность передачи информации и гораздо более широкий диапазон действия. Люди часто стали говорить там, где раньше только писали, и главным образом от этого устная речь постоянно изменяется качественно, во многом приближаясь к книжной, происходит размывание ранее четко обозначенных границ между устной и письменной формами речи. Виды публичного красноречия Еще со времен античности различают 5 родов публичного красноречия, или ораторского искусства: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и церковно-богословское. Все эти роды публичной речи являются подготовленным устным монологом. Все эти виды красноречия широко используются в современном обществе. Политические речи произносят, например, с трибуны парламентов лидеры пришедшей к власти партии.

Дипломатические речи произносятся обычно тогда, когда вручаются верительные грамоты. Политическое обозрение содержит в себе краткую характеристику международных и внутригосударственных политических событий. Военно-патриотические речи посвящаются вопросам воспитания любви к России, готовности встать на ее защиту, прославлению подвигов тех, кто сражался за свободу отечества в годы гражданской, Великой Отечественной войн. Митинговая речь по содержанию может быть политической, патриотической; звучит она на митинге, т. Агитаторская речь близка к митинговой, но отличается от нее гораздо меньшим охватом слушателей и меньшим эмоциональным накалом, да и по времени она значительно короче. Агитация и пропаганда пронизывают всю нашу общественную жизнь. Наиболее распространенным видом академического красноречия является вузовская лекция, имеющая давние традиции в истории высшего образования. Вузовская лекция обычно представляет собой звено в цепи лекционного курса, составной элемент в едином целом.

Если в вузовской лекции желательно присутствие экспрессивно-эмоционального элемента, то научные доклады, сообщения, обзоры, преследующие лишь одну цель - передачу научной информации, могут произноситься без эмоционального напряжения, бесстрастно и даже монотонно. Научный доклад представляет собой изложение чего-либо нового, неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Научный обзор - это краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе, с оценкой сделанного учеными. Судебное красноречие сейчас в значительной мере утратило свое общественное значение. Заметим, что прокурорская и адвокатская речи разделяются жанрово-стилистически: прокурорская речь исполнена пафоса обличения, осуждения. Речь же адвоката всегда была больше рассчитана на эмоции слушателей. В истории русской общественной мысли определенную роль сыграли церковные проповеди и соборные речи, которые входят в род богословского красноречия. В общественной жизни мы часто используем различные виды социально-бытового красноречия, к которым относятся юбилейная речь, поминальная речь и застольные речи, или тосты.

К сожалению, искусство социально-бытового красноречия у нас в значительной мере утеряно, однако русское ораторское искусство накопило за свою историю немало высоких его образцов. Конечно, такие речи должны заранее готовиться, но произноситься как экспромт. Проблемы, которые освещает оратор, должны быть актуальными, увлекательными и понятными для аудитории. Если по окончании речи говорящему начинают задавать вопросы, можно считать выступление удачным, поскольку оратору удалось вызвать интерес к данной теме, сделать из слушателей собеседников. Выразительность публичной речи является важным моментом выступления. Речь должна быть четкой, яркой и экспрессивной, грамотной, что должно привлечь внимание публики, призвать не только к осознанию, но и к чувствам, эмоциям аудитории. Умелое использование различных стилистических и художественных приемов делает речь образной и эмоциональной. Например, многозначность слова используется как стилистическое средство для усиления образности речи, позволяющее представить явления более наглядно.

Тропы, пословицы, поговорки, фразеологизмы не только украшают выступление, но и придают ему глубокий смысл. Можно использовать крылатые выражения в качестве эпитета к работе. Однако не стоит забывать об уместности данных приемов. Следует обращать внимание на стиль повествования. Использование метафор, гипербол или сравнений в научном докладе будет неуместным. Употребление крылатых выражений, иноязычных слов, технических терминов в аудитории, которая заведомо не сможет их понять, может испортить любое хорошо подготовленное и отрепетированное выступление. Речь оратора должна быть точной, эмоциональной, правильной, т. Ошибки в речи оратора вызывают недоверие, подрывают авторитет.

Люди, выступающие публично, должны стремиться к тому, чтобы быть хорошим оратором. Оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, и техника речи. Естественность поведения оратора - это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это естественные жесты, естественные позы. Неестественное поведение оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего. На бытовом уровне хорошая техника речи - это когда "хорошо слышно и все понятно".

Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Первая заимствована у Сократа 470—399 гг. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность, определенным образом настраивают слушателей. Свое выступление знаменитый оратор начал с постановки целой обоймы вопросов: «Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Неужели ты не понимаешь, что твои намерения открыты? О, времена! О, нравы! Это процесс творческий, он требует немалых усилий. Писатель Ю. Трифонов в статье «Нескончаемое начало» рассказывает, как тяжело даются ему самые первые фразы его произведений. Поиски необычного начала он называет «мучительнейшим временем». Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.

Тема 3. Стадии риторической деятельности

Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей есть ораторское искусство. Прочитайте статью о том, как подготовиться к проведению успешного выступления: полезные техники, правила подготовки, виды и типы, полезные навыки от практикующих ораторов. Теория частей ораторской речи. Неравномерность распределения информации в тексте и принцип выдвижения. обращения, обзора главных моментов, парадоксальности ситуации, юмористического замечания характерны для следующих частей ораторского выступления. обращения, обзора главных моментов, парадоксальности ситуации, юмористического замечания характерны для следующих частей ораторского выступления. в) обоснование собственной точки зрения. г) убеждение аудитории. 75. Приемы обращения, обзора главных моментов, парадоксальности ситуации, юмористического замечания характерны для следующих частей ораторского выступления.

Что такое ораторское искусство и какие у него базовые правила?

В прошлом году мы тоже здесь встречались и обсуждали проблемы… Сегодня наша тема…» 6. Я сам с удовольствием их послушал и теперь продолжу эту тему. Я хочу предложить вам свое понимание данных проблем... О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть! Завязка речи, или «зацепляющий крючок» в ней также является частью введения, выполняя функцию еще большего захвата внимания слушателей.

Соотнесите в данных примерах прием завязки речи и его риторический образец: 1. Обращение к событию, времени, месту. Образец: «Ссоры между мужем и женой — обычное дело. Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться…» «Почему родители всегда недовольны своими детьми?

Почему дети всегда считают, что старшее поколение их не понимает? Давайте попробуем разобраться…» Д. Карнеги принадлежит в связи с этим замечательное высказывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы» 2. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации б.

Образец: Нужна ли нам частная собственность? Должно ли образование быть бесплатным? Риторический вопрос в. Образец: Вчера в «Российской газете» была небольшая заметка о…; «Сегодня утром в программе «Утро»я услышал любопытное сообщение …. Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях г.

Например: «Начните с того места, где вы находитесь», советует П. Скажите: «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой…. Вот висит портрет Толстого… Сегодня годовщина…» 5. Ссылка на свое эмоциональное состояние д. Образец: Можно начать так: Вот у меня в руках книга.

Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки…. Вместе с тем в ней нет ни слова правды… Или: Вот я принес показать вам маленький значок. Он чудом сохранился у меня, даже не знаю как. А значок этот — «Ворошиловский стрелок».

Кто знает, за что его давали у нас в стране? Возбуждение любопытства е. Образец: Знаете ли вы, что рабство существует еще в 17 странах мира? В каких? Демонстрация какого-либо предмета ж.

Образец: Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора... Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами з. Образец: Сегодня я очень волнуюсь, выступая перед вами.. Цитирование знакомого и. Образец: Бернард Шоу как-то сказал….

Цитирование знаменитости к. Образец: У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек, и многие его высказывания точны и остроумны.

Сила слова Успех овладения ораторским мастерством обеспечит труд. Над постановкой голоса, содержательностью речи, личностными качествами. Пробуйте себя, осваивайте новые навыки для того, чтобы осуществить задуманное, совершенствуйтесь. Помните, слово — это посыл. Неся в себе энергию автора, оно имеет большую силу. Зажигайте в своих слушателях любознательность.

Мотивируйте их на благие поступки. Это процесс, при котором умелый оратор передает людям сообщение, необходимое для убеждения общественности в каком-либо аспекте, изменения определенной точки зрения или побуждения к конкретному действию. Структура убеждающей речи всегда подразумевает соблюдение нескольких простых, но важных принципов: конкретика, ориентировка на слушателя, наличие доказательств, контроль реакции людей, мотивация, открытость. Принцип 1. Выражаем мысли конкретно и четко Слушатели должны понимать, чего именно вы от них хотите. Простым языком, вы должны декларировать свою точку зрения. Задайте себе вопрос: чего вы хотите от слушателей? Какой эффект должна произвести ваша речь? Что должны сделать люди, над чем задуматься, какие свои мысли в результате убеждения поменять?

Не стоит говорить много лишних слов. Убеждающая речь не должна содержать косвенных фраз или предложений, не относящихся к делу. Слушатели всегда чувствуют подвох и попытку повлиять на них обходными путями. Они скорее сделают то, что вам нужно, если вы будете предельно кратки и искренни. Принцип 2. Ориентируемся на слушателя Любая аудитория придерживается каких-либо установок. Установка — чувства аудитории, связанные с каким-либо поводом, объектом, человеком, вопросом и т. Установка — это, своего рода мнение. Например, фраза «Я считаю, что необходимо всерьез заниматься иностранными языками» означает, что человек обладает положительной установкой на владение иностранными языками.

Убеждающая речь обязывает оратора узнать, какого мнения придерживаются слушатели по конкретному вопросу. Правильный анализ целевой аудитории помогает более адекватно оценить шансы на успех публичного выступления. Собрав всю нужную информацию об ориентировках людей на вашу установку, можно сформировать примерный план действий: Если слушатели позитивно относятся к вашей установке, то есть разделяют ваше мнение по конкретному вопросу, то стоит обдумать, чего бы вы хотели от них. Ваша задача — разработать конкретный план выступления, который поможет побудить людей совершить нужное вам действие. Если мнение аудитории нейтральное или оно попросту отсутствует, вам нужно его сформировать, причем в выгодном для вас свете. Если люди не осведомлены в вопросе, который вы озвучиваете, вам нужно проинформировать их, после чего склонить к своим убеждениям. Если люди обладают необходимой информацией, но занимают нейтральную позицию, ваша задача — привести как можно больше аргументов, которые подтверждают вашу точку зрения. С такой стратегией привлечь аудиторию на свою сторону не составит труда. Читайте также: Сторителлинг: 10 методов успешного применения Отдельно стоит обсудить ситуацию, в которой слушатели не согласны с вашей точкой зрения: Если аудитория не принимает вашу цель, но настроена умеренно, не враждебно, стоит попытаться привлечь их на свою сторону с помощью аргументов и фактов.

Информация должна быть представлена объективно, кратко. Не должно быть расплывчатости, лжи или недосказанности. Представьте себя на месте слушателей. Хорошая речь — это такие слова, которые, если не поменяют точку зрения на противоположную, то хотя бы заставят скептически настроенных людей начать верить оратору и обдумать его мнение. Если аудитория настроена враждебно, любые попытки сразу поменять ее мнение с помощью публичного выступления, скорее всего, закончатся фиаско. В этом случае к теме разговора лучше подойти издалека, начав речь с незначительного, но адекватного предложения людям. Вы должны показать, что даже маленькая ваша идея чего-то стоит. Позже, уже в другом выступлении можно предложить людям продвинуться дальше. Вероятно, к этому моменту они уже будут вас воспринимать как человека, который предлагает достойные цели.

Но не стоит слишком полагаться на одну лишь речь. Порой даже самые лучшие слова не приводят к нужной цели, если речь идет о враждебно настроенной аудитории. Принцип 3. Собираем доказательства Даже в повседневной жизни мы не делаем что-либо без причин. Вот и слушателям нужны причины, из-за которых они сочтут вашу идею рациональной и поддержат ее. Вам нужно собрать доказательства вашей правоты, то есть объяснить, почему ваша цель достойна внимания. Если вы хорошо знакомы с темой вашего выступления, скорее всего, у вас уже есть разумные доводы. Если нет, постарайтесь их собрать как можно больше. Затем выберите несколько самых достойных, важных.

Стоящие доказательства должны быть: Иметь прямое отношение к теме выступления. Быть интересны аудитории. Спросите себя: откуда вы взяли эти доказательства, современны ли они и относятся ли к выступлению? Ответы на эти вопросы подскажут, правильные ли доводы вы собрали. Принцип 4. Контролируем реакцию людей Структура убеждающей речи должна быть логична и последовательна, только так можно оставаться главой положения и привлекать к себе внимание. Способы оптимального построения выступления долго искать не нужно, их уже давно составили и озвучили известные психологи и ораторы, также вы можете прочитать их в нашей статье — ораторское мастерство. Чтобы контролировать ситуацию, можно воспользоваться несколькими методами. Метод озвучивания доказательств Если аудитория еще не сложила определенные позитивные или негативные установки в отношении вашего вопроса, можно воспользоваться этим способом.

В соответствии с ним вы описываете вашу цель, а затем озвучиваете собранные доказательства. При этом второе по важности доказательство говорится в начале выступления, самый важный довод озвучивается в конце, а все остальные — в любом порядке в середине. Вот пример убеждающего текста, построенного по этому методу: «Уважаемые коллеги одногруппники, союзники, друзья!

Диалог является одним из самых распространенных видов устной речи, наиболее естественной формой речевого общения.

Разговорная речь вообще по своей природе является диалогической. Речевой организацией диалога является ряд сменяющих друг друга реплик, границей которых служит конец речи одного собеседника и начало речи другого. При этом реплика — это ответ, возражение, замечание на слова собеседника. В строго научном плане, это одно из тех языковых средств, которые отражают специфику диалога.

Если рассматривать синтаксическое строение диалога, то оно представляет собой неоднородную картину. Одни реплики относительно самостоятельны связь между ними чаще всего — смысловая , другие — тесно связаны и взаимообусловлены их рассматривают как особое структурно-грамматическое объединение — диалогическое единство. Развитие диалога, его внешнее и внутреннее движение реализуются в репликах-стимулах и репликах-реакциях, взаимосвязью которых и достигается единство речевого потока, процесс диалога. Важным средством выражения смысловых и синтаксических отношений между репликами является интонация.

Посредством интонации выражаются вопрос—ответ, вопрос—встречный вопрос, требующий конкретизации первой реплики, сообщение, утверждение, повествование. Диалоги разграничиваются по тематике. Продуманно и целенаправленно отобранные диалоги служат прекрасным средством в работе по формированию ораторских навыков у студентов, обучающихся, в частности, различным юридическим специальностям. При этом для тех или иных специальностей адвокат, прокурор, следователь, криминалист, юрисконсульт, штатный сотрудник органов внутренних дел, судья и т.

В социально-педагогической практике ход развития устной речи идет от диалога к формированию навыков связной монологической речи. Можно утверждать, что владение монологической речью всегда предполагает высокий уровень языкового развития человека. Монологическая речь гораздо сложнее диалогической как по содержанию, так и по оформлению. Свободное владение формами монологической речи — это особое искусство.

Искренне, глубоко прочувствованное устное выступление всегда покоряет слушателей, увлекает их несравненно сильнее, чем самое яркое написанное слово. Живое слово — могучее средство воздействия оратора на слушателя. Любой ритор — это всегда творец, причем особенность его творчества в том, что он творит в присутствии слушателей, при их воздействии на него. Поэтому выступление — большой труд не только для ритора, но и для слушателей, ибо напряжение слушателей ничуть не меньше, чем напряжение выступающего.

Рассказывание — это один из жанров живого, устного слова, в котором воспроизводятся какие-либо действительные или воображаемые события. Как и любому виду устной речи, ему присущи импровизация, определенная интонация, жест, мимика. Здесь ощущается влияние элементов разговорного стиля. Творческое рассказывание особенно во время чтения лекции требует тщательной предварительной подготовки.

В одних случаях следует предусмотреть приемы, помогающие передать личностно-эмоциональное отношение к событиям, в других — приемы, расширяющие объем знаний о тех феноменах и процессах, о которых сообщалось ранее, в третьих — приемы, способствующие росту творческих возможностей слушателей, например, в процессе самостоятельного изучения тем, предложенных лектором. Пересказ связан с чтением информации, содержащейся в различного рода источниках информации литература, СМИ и т. Ценность этого жанра в том, что он учит умелому использованию авторского языка при свободном пересказе, выделению основной авторской идеи. Различают пересказ, близкий к тексту, и пересказ, осложненный определенными заданиями.

Сообщение — чаще всего информация о событии, процессе, явлении. В теории журналистики — краткое сообщение, отвечающее на вопросы: что состоялось, когда, где, при каких обстоятельствах, а также какое отношение состоявшееся к нам имеет?

Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны на эмоции; другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи опираются на авторитет источника. Если цитата действительно необходима в выступлении, то независимо от типа цитаты и ее назначения обязательно нужно, во-первых, обязательно проверить цитату. В этом случае совершенно неуместно полагаться на собственную память, а следует сверить используемую в тексте цитату с оригиналом.

Во-вторых, смысл цитируемого отрывка в тексте должен совпадать со смыслом цитируемого отрывка в тексте-источнике. В-третьих, по своему объему цитата должна быть достаточна для того, чтобы ее смысл был относительно самостоятелен и устойчив. Если цитируется очень малый объем речевого материала, то не следует жалеть времени, чтобы разъяснить аудитории смысл цитируемых слов. Усеченнее цитирование — один из способов манипулирования общественным мнением. Следует вести постоянную работу по подбору цитат, их систематизации и обновлению. Выступающему необходимо уделять особое внимание иллюстративному материалу и материалу, составляющему информационное обеспечение выступления.

Следует заранее продумать, какие цифры вы приведете. В тексте не должно быть много цифрового материала, так как большое количество цифр утомляет слушателей, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными, опираться на реальные фоновые знания аудитории. В аудитории, составленной из специалистов, цифрового материала может быть больше. Фоновые знания специалиста позволяют ему усваивать этот материал более быстро и легко. Следует по возможности ярко, оригинально интерпретировать цифровые данные.

В некоторых случаях цифры следует округлять, так они лучше воспринимаются и запоминаются население N составляет почти 600 тысяч человек. Но округление нежелательно в сообщении о числе жертв, размере нанесенного ущерба, здесь округление может вызвать у слушателей чувство недоверия. Постоянный контакт с аудиторией - ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях. Монолог — это искусственное речевое построение; он по сравнению с диалогической речью имеет очень небольшой возраст.

Усвоение и построение монологической речи требуют специальных усилий, дополнительного обучения. Монологический текст воспринимается всегда с большими трудностями, чем диалог. Поскольку ораторское выступление — это монологическая речь, то для успешного и постоянного контакта с аудиторией очень важно вносить в выступление элементы диалога. Диалог — основная коммуникативная форма речи. Именно диалог представляет собой изначальную, первичную форму существования языка, отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично. Любое сказанное или предполагаемое слово представляет собой реакцию на чужое слово.

О контакте с аудиторией следует помнить еще при подготовке текста выступления. Существуют специальные речевые действия, назначение которых - установление и поддержание контакта. К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Варианты этих речевых действий хорошо разработаны и приводятся в пособиях по речевому этикету. Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми в происходят достаточно часто.

Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей. Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Метатекст — это те слова и предложения вашей речи, в которых вы говорите о том, как она построена, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить или писать, то есть метатекст — это текст о тексте. Метатекстовое оформление выступления можно уподобить разметке проезжей части дороги и расстановке вдоль дороги знаков, обозначающих повороты, уклоны, трудные места. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на... Причины неудач: чрезмерное погружение в собственные переживания.

Под коммуникативным состоянием говорящего понимается совокупность всех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. Сформировать нужное коммуникативное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, означает следующее: Запретить себе думать о посторонних вещах. Сосредоточить свое внимание на слушателях. Внимательно следить за их реакцией. Убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем ваше выступление и внимание аудитории. Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы.

Иметь наступательный волевой настрой, вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории. Понимать, что публичное выступление — это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели. Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении лица, в мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным.

Все это сразу ощутит аудитория пусть даже и не осознает поначалу , и ее реакция будет неблагоприятной, пассивной. Таким образом, готовясь к выступлению, мы должны позаботиться об убедительной содержательной разработке темы, ее хорошем информационном обеспечении. Речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания. Логика, этика и эстетика речи Логические аспекты выступления изучены и разработаны достаточно глубоко, и с ними можно познакомиться в специальной литературе. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение. Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы. Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль о каком-либо предмете, событии должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.

Структура и композиция публичного выступления.

Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Композиция ораторского выступления. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. главных моментов, парадоксальности ситуации, юмористического замечания характерны для следующих частей ораторского выступления: вступление. Речевое сообщение включает следующие компоненты: зачин, введение, основная часть заключение, концовка. 19. Для какой части ораторского выступления характерны следующие приемы: обращение, обзор главных моментов, парадоксальность ситуации, юмористическое замечание? 1) заключение. 2) вступление. Этапы публичного выступления. В области ораторского искусства выделяют три этапа выступления: докоммуникативный этап (подготовка к выступлению), коммуникативный этап (непосредственно выступление), посткоммуникативный этап (анализ выступления) (рис. 1). Речь оратора становилась более целеустремленной, динамичной, более эмоциональной, более впечатляющей. Вопросно-ответный прием построения речи, беседы был в высшей степени характерен для ораторского стиля Рузвельта.

Логико-композиционное построение ораторской речи

Существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступлений. Совокупность этих приемов можно изложить в виде набора следующих рекомендаций: к выступлению обязательно нужно подготовиться. Риторические приемы, такие как использование образов, сравнений, метафор, повторов, аллегории и других, позволяют максимально полно раскрыть тему речи, сделать выступление живым, понятным и интересным для аудитории. • должно отражать конфликт основной части. 10. -2) Определите, к какому роду красноречия относятся следующие виды речевых сообщений: тост, надгробное слово, SMS-сообщение, речь на приеме, письмо родственникам. Границы актов – перемена установок оратора. Последовательность микрожанров выступления, связь его составных частей, приём построения текста – композиция речи. Композиция представляет собой форму, в которой текст доносится до слушателя.

Урок 3. Ораторские приемы

Таковы основные требования, предъявляемые к построению главной части речи. Однако ораторское искусство — дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора. Согласно классической риторической традиции в речи выделяются три части: начало, середина и конец. В начале речи на первый план выступает этос, установка на контакт и сотрудничество с аудиторией. Главная задача – добиться ее доверия. концовка - является мотивацией прекращения речи. обращения, обзора главных моментов, парадоксальности ситуации, юмористического замечания характерны для следующих частей ораторского выступления.

Риторические приемы и принципы построения публичной речи

  • 10 приемов ораторской речи для публичного выступления – уловки эффективного красноречия
  • Результат поиска
  • Руководство по подготовке и проведению успешного выступления
  • Предложенная схема тезис гипотеза развитие тезиса

Риторические приемы и принципы построения публичной речи

  • Ответы на тесты по предмету «Риторика. Тест 12»
  • Работа на тему "Ораторское искусство"
  • Десять приемов публичного выступления
  • ТЕМА : КОМПОЗИЦИОННО-ЛОГИЧЕСК0Е ПОСТРОЕНИЕ РЕЧИ — Лекциопедия

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий