Эмоциональность информации в процессе выступления

Публичное выступление. К публичным выступлениям относятся лекции, доклады, сообщения, связанные с передачей информации более или менее широкой аудитории. При этом происходит процесс общения лектора с аудиторией, так как между ними возникает психический контакт. Совокупность выражающих эмоцию слов в языке составляет его эмотивный код. А сами эти специальные слова называют эмотивами. Эмотив – слово, которое обозначает эмоцию. На мой взгляд, самое гениальное, что открыл Станиславский — это «кинолента видений». Работает это так: вы вспоминаете событие из своей жизни (реальное!), в котором вы переживали ту или иную эмоцию. И затем в воображении переноситесь в эту ситуацию. Подрывает доверие аудитории узнаваемость источника информации в выступлении оратора.

«Ляпнул не то»: что такое анализ эмоциональной речи спикера и зачем он нужен бизнесу

Цель выступления – это основной его конструктивный элемент, его стержень. Желательно ясно формулировать цель выступления и записывать ее в виде некоторого развернутого предложения, чтобы постоянно в процессе выступления иметь ее перед глазами. Цель выступления – это основной его конструктивный элемент, его стержень. Желательно ясно формулировать цель выступления и записывать ее в виде некоторого развернутого предложения, чтобы постоянно в процессе выступления иметь ее перед глазами. Процедура оценивания проводится на основе анализа публичного выступления (доклада с мультимедийной презентаци-ей) магистранта перед аудиторией своей группы в процессе учебного занятия. Лучшее визуальное средство похоже на биллборд на шоссе: на нем ровно столько информации сколько человек может воспринять, проезжая мимо со скоростью 90 км/ч. Если вам нужно передать больше информации, создайте следующее визуальное средство.

Г л а в а 6. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи

В этом же случае эмотикон выступает как средство, обедняющее общение, мешающее полноценному выражению эмоций, лишающее высказывание оригинальности. Возникли на основе эмотиконов, стали их увеличенными, более объёмными версиями такие средства выражения эмоций, как открытки. Сегодня чаще всего пользователи социальных сетей вставляют в диалоги ссылки на готовые открытки, представленные в бесплатном доступе. Как показал наш мини-опрос, большинство завсегдатаев систем виртуального общения давно перестали переходить по ссылкам и смотреть, какие именно открытки им прислали, довольствуясь просто ответом в виде смайла или такой же открытки. Выражение эмоции в данном случае требует даже меньше усилий, чем при выборе смайла — надо только нажать на кнопку. Этот способ выражения оценки и эмоции принимается не всеми пользователями, есть и отрицательные его оценки: «И вообще уже задолбали попрошайки классов. Вот поставь им класс и все тут. А не пошли бы вы подальше со своими классами». Языковая личность на уровне подсознания, даже не до конца понимая свои собственные чувства, осознаёт, что «что-то здесь не так», эмоции должны выражаться по-другому, более богато. К лексическим средствам выражения эмоций относится эмоциональная лексика — слова, выражающие положительные и отрицательные эмоции. Они представлены в процессе общения двумя полюсами, между которыми практически нет нейтральной прослойки.

Примеры выражения положительных эмоций приятия, симпатии, интереса, одобрения : «Красавчики» ОК , «сладкие!!!!!!! Примеры выражения негативных эмоций неодобрения, презрения, несогласия и др. Среди слов с негативной эмоциональной окраской в первую очередь выделяется обсценная, вульгарная и жаргонная лексика. Обсценная лексика для современной языковой личности — привычный языковой элемент, эмоциональность которого уже снижена, стёрта от постоянного употребления, однако такое лексическое средство передачи эмоций также встречается: «Все, разбогатели? Примыкают к обсценной лексике вульгаризмы — элемент также грубый, используемый для выражения негативных эмоций: «Ты по сравнению с ним херня из под ногтей, а что-то ещё вякаешь» ВК , «Задолбали эту фигну добовлять» ОК. Жаргонная лексика представлена в социальных сетях как сленгизмы: «На самом деле он очень клёво ведёт страницу, посмотри сам» ВК и арготизмы: «Кто-же про любовь на заказ, за бабло??? Тропы как традиционная система средств выразительности языка, в первую очередь используемых для передачи эмоций, встречаются и в диалогах социальных сетей. Это метафоры: «Впрочем, я не адвокат — не прельстила меня эта профессия. Было когда-то желание в прокуратуру пойти, но решил, что в том зоопарке всё равно долго не задержусь : » ВК , каламбуры: «Вот это неопределённое определённое и приходится определять» ВК , сравнения: «Как с автобусом-придет следующая! Богаче тропеическими средствами передачи эмоций речь пользователей сети «ВКонтакте», которые в целом отличаются большей интеллигентностью, более высоким уровнем образования и креатива.

Пользователи «Одноклассников» к помощи тропов при выражении эмоций также обращаются, но чаще это устойчивые образы, банальные метафоры и антитезы: «ведь у Вас есть самое главное- Ваши дети, Ваши кровиночки, Ваше настоящее и будущее» ОК. Окказионализмы — слова, сконструированные, созданные самим говорящим. Их использование, как правило, признак креативности языковой личности, её творческого отношения к языку. В социальных сетях окказиональные слова встречаются нечасто, и это определённый набор единиц, которые, хотя и не входят в активный запас современной лексики, но используются достаточно часто, выходя за пределы окказиональной лексики: «родители сами решат, что льзя, а что нельзя» ОК. В число неологизмов, к которым прибегают авторы сообщений для выражения эмоций, относятся такие, которые восходят к рекламе: «а я все надеюсь на книжные магазины украины, потому что платить за доставку не айс» ВК. Комбинация русских и английских слов, оформленных в соответствующей графике, также может говорить о каких-то эмоциях, например, о сомнении, желании разобраться: «TheСложно» ВК. Фразеологические единицы также представлены в сфере лексических способов выражения эмоций в социальных сетях, хотя надо отметить, что набор их невелик, и всё многообразие русской образной фразеологии сегодня говорящим не используется. Примеры: «Сладкая парочка! Словообразовательные средства выражения эмоций в языке социальных сетей представлены в первую очередь посредством компрессивных способов словообразования, в результате которых образовавшаяся языковая единица меньше по объёму, чем производящая. Среди акронимов встречаются и зашифрованные таким образом обсценные слова: «Кстати, збс.

Ничего необычного». Стремление к сокращению и компрессии сочетается в этом случае с желанием более эмоционально выразить мысль или, наоборот, скрыть, сгладить эмоцию, когда быть эмоциональным словно стыдно для говорящего: «с нг, умники» ВК. Деминутивы слова, образованные с помощью оценочных суффиксов и выражающие уменьшительное значение совсем недавно были очень популярны в интернет-языке, сейчас же наблюдается спад в их использовании, встречаются они нечасто: «ныть везде и всюду, навешать соплей во вконтактике, плакать под елкой» ВК. На морфологическом уровне специализированным средством для выражения эмоций является междометие, которое наблюдается и в письменном общении пользователей социальных сетей: «Пфф… Радуйся, что свободен» ВК , «ха ха ха» ОК , «а потом побрызгав лимоном…. Обращает на себя внимание использование преимущественно русских междометий, отсутствие так популярных какое-то время назад американских вау, упс и под. На синтаксическом уровне используются такие средства выражения эмоций, как ряды однородных членов: «Желаю здоровья, удачи, любви, везения, мира, добра, улыбок, благополучия» ОК ; эллипсис: «И видела тех, кто как будто просыпался и-в бой!

И тогда ситуацию можно переломить и овладеть вниманием аудитории. Важным средством достижения коммуникабельности является зрительный контакт со слушателями. Правильно устремленный взгляд оратора - непременное условие достижения чувства аудитории, поэтому необходимо во время выступления научиться контролировать свой взгляд, чтобы не смотреть на потолок, или в пространство «невидящим взглядом», или даже на одного из присутствующих в зале, не делая при этом его своим собеседником.

Читайте его реакцию по глазам, следите за тем, чтобы не смотреть только в одну сторону аудитории вправо или влево слишком долго. Такая тактика поможет достичь эффекта общения, создать у каждого из слушателей впечатление, что говорят именно с ним»1. Придет на помощь оратору и голосовой контакт, который дополняет зрительный контакт: голос выступающего направляется вместе с его взглядом к кому-нибудь из слушателей, и у того складывается впечатление, что вы говорите с ним и для него. Однако оратор переводит взгляд и одновременно изменяет направление голоса, охватывая все большее число слушателей, добиваясь живой реакции аудитории. Установив контакт со слушателями, опытный оратор следит за тем, чтобы не утратить его, контролирует реакцию аудитории: не появились ли признаки утомления, ослабления внимания слушателей. Более проверенный и надежный способ вернуть внимание слушателей - эмоциональная разрядка. Оратор вспоминает какой-нибудь смешной случай из жизни, парадокс, афоризм, пословицу, «притягивая» их к развитию темы; делает «лирическое отступление», рассчитанное на обострение внимания аудитории; рассказывает веселый анекдот, вызывая смех в зале...

На удачный или неудачный исход выступления перед публикой влияют определенные условия: оценка аудитории; вербальная и визуальная адаптация. Адаптация к аудитории включает в себя: Достижение взаимопонимания.

Это понимание того, что оратор и аудитория располагают одними и теми же сведениями и имеют общий опыт. Достичь этого можно, используя личные местоимения «вы», «нам», «мы», «наше», задавая риторические вопросы, делясь общими переживаниями. Привлечение и поддержание интереса аудитории. Если говорить о самой информации, то для решения этой задачи необходимо использовать четыре основных принципа: своевременности, близости, серьезности и живости. Слушателей скорее заинтересует информация, которую они смогут использовать немедленно или, по крайней мере, в ближайшем будущем. Слушателей больше интересует информация, которая близка им, которая затрагивает их личное пространство, важные для них вопросы и проблемы. Необходимо подчеркнуть важность для аудитории излагаемого материала, его связь с физическими, экономическими и психологическими последствиями. Образная, эмоциональная речь воспринимается слушателями гораздо лучше, чем размеренная, строго логичная, монотонная, которая быстро усыпляет слушателей.

Как показал наш мини-опрос, большинство завсегдатаев систем виртуального общения давно перестали переходить по ссылкам и смотреть, какие именно открытки им прислали, довольствуясь просто ответом в виде смайла или такой же открытки. Выражение эмоции в данном случае требует даже меньше усилий, чем при выборе смайла — надо только нажать на кнопку. Этот способ выражения оценки и эмоции принимается не всеми пользователями, есть и отрицательные его оценки: «И вообще уже задолбали попрошайки классов. Вот поставь им класс и все тут. А не пошли бы вы подальше со своими классами». Языковая личность на уровне подсознания, даже не до конца понимая свои собственные чувства, осознаёт, что «что-то здесь не так», эмоции должны выражаться по-другому, более богато. К лексическим средствам выражения эмоций относится эмоциональная лексика — слова, выражающие положительные и отрицательные эмоции. Они представлены в процессе общения двумя полюсами, между которыми практически нет нейтральной прослойки. Примеры выражения положительных эмоций приятия, симпатии, интереса, одобрения : «Красавчики» ОК , «сладкие!!!!!!! Примеры выражения негативных эмоций неодобрения, презрения, несогласия и др. Среди слов с негативной эмоциональной окраской в первую очередь выделяется обсценная, вульгарная и жаргонная лексика. Обсценная лексика для современной языковой личности — привычный языковой элемент, эмоциональность которого уже снижена, стёрта от постоянного употребления, однако такое лексическое средство передачи эмоций также встречается: «Все, разбогатели? Примыкают к обсценной лексике вульгаризмы — элемент также грубый, используемый для выражения негативных эмоций: «Ты по сравнению с ним херня из под ногтей, а что-то ещё вякаешь» ВК , «Задолбали эту фигну добовлять» ОК. Жаргонная лексика представлена в социальных сетях как сленгизмы: «На самом деле он очень клёво ведёт страницу, посмотри сам» ВК и арготизмы: «Кто-же про любовь на заказ, за бабло??? Тропы как традиционная система средств выразительности языка, в первую очередь используемых для передачи эмоций, встречаются и в диалогах социальных сетей. Это метафоры: «Впрочем, я не адвокат — не прельстила меня эта профессия. Было когда-то желание в прокуратуру пойти, но решил, что в том зоопарке всё равно долго не задержусь : » ВК , каламбуры: «Вот это неопределённое определённое и приходится определять» ВК , сравнения: «Как с автобусом-придет следующая! Богаче тропеическими средствами передачи эмоций речь пользователей сети «ВКонтакте», которые в целом отличаются большей интеллигентностью, более высоким уровнем образования и креатива. Пользователи «Одноклассников» к помощи тропов при выражении эмоций также обращаются, но чаще это устойчивые образы, банальные метафоры и антитезы: «ведь у Вас есть самое главное- Ваши дети, Ваши кровиночки, Ваше настоящее и будущее» ОК. Окказионализмы — слова, сконструированные, созданные самим говорящим. Их использование, как правило, признак креативности языковой личности, её творческого отношения к языку. В социальных сетях окказиональные слова встречаются нечасто, и это определённый набор единиц, которые, хотя и не входят в активный запас современной лексики, но используются достаточно часто, выходя за пределы окказиональной лексики: «родители сами решат, что льзя, а что нельзя» ОК. В число неологизмов, к которым прибегают авторы сообщений для выражения эмоций, относятся такие, которые восходят к рекламе: «а я все надеюсь на книжные магазины украины, потому что платить за доставку не айс» ВК. Комбинация русских и английских слов, оформленных в соответствующей графике, также может говорить о каких-то эмоциях, например, о сомнении, желании разобраться: «TheСложно» ВК. Фразеологические единицы также представлены в сфере лексических способов выражения эмоций в социальных сетях, хотя надо отметить, что набор их невелик, и всё многообразие русской образной фразеологии сегодня говорящим не используется. Примеры: «Сладкая парочка! Словообразовательные средства выражения эмоций в языке социальных сетей представлены в первую очередь посредством компрессивных способов словообразования, в результате которых образовавшаяся языковая единица меньше по объёму, чем производящая. Среди акронимов встречаются и зашифрованные таким образом обсценные слова: «Кстати, збс. Ничего необычного». Стремление к сокращению и компрессии сочетается в этом случае с желанием более эмоционально выразить мысль или, наоборот, скрыть, сгладить эмоцию, когда быть эмоциональным словно стыдно для говорящего: «с нг, умники» ВК. Деминутивы слова, образованные с помощью оценочных суффиксов и выражающие уменьшительное значение совсем недавно были очень популярны в интернет-языке, сейчас же наблюдается спад в их использовании, встречаются они нечасто: «ныть везде и всюду, навешать соплей во вконтактике, плакать под елкой» ВК. На морфологическом уровне специализированным средством для выражения эмоций является междометие, которое наблюдается и в письменном общении пользователей социальных сетей: «Пфф… Радуйся, что свободен» ВК , «ха ха ха» ОК , «а потом побрызгав лимоном…. Обращает на себя внимание использование преимущественно русских междометий, отсутствие так популярных какое-то время назад американских вау, упс и под. На синтаксическом уровне используются такие средства выражения эмоций, как ряды однородных членов: «Желаю здоровья, удачи, любви, везения, мира, добра, улыбок, благополучия» ОК ; эллипсис: «И видела тех, кто как будто просыпался и-в бой! Не надо так с ненавистью писать про Президента.. А другим странам вынуждены помагать.. Слава Богу пока в мире живем благодаря ему..

Технологии публичного выступления

Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор. Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно — не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это — завершение вашего выступления. Способы подготовки к публичному выступлению. Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению см. Схема 4. Способы подготовки к публичному выступлению 1.

Экспромт — выступление без подготовки. Экспромт применяется тогда, когда у кого-то возникает необходимость произнести речь совершенно спонтанно, то есть без предварительной подготовки. И в личной жизни, и на работе порой возникают ситуации, когда вам совершенно неожиданно по какой-то причине приходится брать слово. При этом инициатива может исходить как от вас лично, так и от других лиц. При этом важно избегать следующих фраз: «Мне трудно», «Я не готов», «Я не умею произносить речи», «Я сегодня не в форме», «На самом деле все уже сказано» и т. Такие высказывания воспринимаются как отговорки и не вызывают никакого интереса. Поэтому важно определить цель вашей речи и продумать логическую структуру предстоящего выступления, на которую вы сможете ориентироваться. План-конспект выступления — заранее готовится подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены. Такой способ подготовки имеет следующие преимущества: во-первых, вы ничего не забудете, потому что все мысли, которые вы хотите донести до аудитории, записаны в виде логической последовательности; во-вторых, окончательный вариант текста формируется спонтанно, что звучит гораздо убедительнее, чем предварительная речь, которую зачитывают вслух; в-третьих, содержание выступления гораздо легче адаптировать к ситуации например, в зависимости от реакции слушателей вы можете по-другому расставить акценты ; в-четвертых, при необходимости речь можно без проблем сократить. Правила по оформлению плана-конспекта.

Предпочтителен список кратких тезисов на листе бумаги размером с почтовую карточку или около того. Бумага должна быть достаточно плотной и не должна давать бликов. На каждой карточке должно быть не более одной-двух главных мыслей. Писать нужно крупно и разборчиво. Во время доклада выступающий, мельком взглянув на подготовленный текст, должен максимально быстро найти глазами следующий пункт и сразу же восстановить зрительный контакт с аудиторией. Это становится возможным только в тех случаях, когда слова написаны достаточно крупно и отчетливо. Кроме того, на листе бумаги не должно быть ничего лишнего. Писать следует только на одной стороне листа. Карточки, на которых текст написан только с одной стороны, не следует переворачивать. Уже использованные карточки рекомендуется каждый раз класть вниз стопки, так чтобы порядок всегда оставался одним и тем же.

Тогда в случае необходимости будет легче вернуться к нужной карточке. Сквозная нумерация, то есть нумеровать карточки следует по порядку. Если возникнет необходимость присоединить к уже пронумерованным карточкам новые, их можно обозначить буквами «а», «б» и т. Режиссерские указания. Они дают уверенность, что в процессе выступления вы не забудете обратить внимание на все важные моменты. Примеры: 1 «задать вопросы участникам»; 2 «не забыть положить пленку на проектор»; 3 помечать разными цветами важные мысли, которые вы хотели бы выделить во время выступления. Указание времени помогает соблюсти регламент. Имена, цифры и цитаты записывайте полностью, так как в этом случае опасность оговориться становится гораздо меньше. Первое предложение следует записывать полностью. Так как в начале выступления напряжение всегда особенно велико, то даже знания того, что первое предложение полностью записано в вашем конспекте, как правило, бывает достаточно, чтобы произнести его, не подглядывая.

В крайнем случае можно прочитать первое предложение, это поможет преодолеть начальный барьер и почувствовать себя уверенней. Текст выступления — готовится полный текст, который в процессе выступления полностью зачитывается. Некоторым ораторам кажется, что имея перед глазами весь текст выступления, говорящий чувствует себя уверенней. Но полный текст сильно ограничивает. В этом случае фактически невозможны отклонения от того, что написано в тексте, без нарушения целостности и последовательности речи. Многие ораторы чувствуют себя увереннее, если сначала пишут полный текст выступления. В таком случае есть два варианта: во-первых, из полного текста делается сокращенная версия в виде списка кратких тезисов, во-вторых, в полном тексте выступления выделяются самые существенные положения, на основе которых затем спонтанно произносится речь. Правила для оформления текста выступления. Использовать бумагу формата А4, без бликов. Межстрочный интервал должен быть достаточно большим, чтобы можно было быстро найти нужное место, не прерывая надолго зрительный контакт с аудиторией.

Длину строки следует выбирать в соответствии со смысловым членением. Писать следует только на одной стороне листа только те слова, которые взаимосвязаны и произносятся в речи как одно целое; писать на одной стороне листа, крупно и разборчиво. Нумеровать листы по порядку. Применять режиссерские указания. Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Выученных наизусть выступлений вообще быть не должно. Они производят впечатление искусственности, а говорящий постоянно испытывает нехватку в спонтанности и убедительности. Вдобавок ко всему, заученный наизусть текст обычно произносится монотонно. Тот, кто выступает, заранее выучив текст, целиком привязывает себя к тексту. В этом случае сбои проявляются гораздо сильнее.

К тому же включается страх сбиться и замолчать. Естественно, возможны и комбинации различных способов. Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, менее уверенные в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов.

Вовлечение присутствующих в совместное изменение этих условий просьба помочь раздать материалы, передвинуть экран, найти выключатель и включить свет и т. При этом необходимо высказывать именно просьбу помочь.

Например: «Пожалуйста, помогите мне раздать материалы», а не «Пожалуйста, раздайте материалы». Слушатели должны вовлекаться в совместную деятельность с выступающим, а не выполнять его поручения. Обращение к экспертному мнению специалистов в зале или высказывание различных просьб, например: «Поднимите руки те, кто... При использовании описанных выше приемов поначалу следует ожидать от аудитории выполнения только простых действий. Не нужно рассчитывать на активное вовлечение еще неподготовленной аудитории. А если вы ее все же «разогрели», то и содержание выступления должно быть достойным. Серьезная аудитория не прощает манипуляций.

Снятие напряжения по параметру «свой—чужой» В некоторых видах публичного выступления решающее влияние на его успешность может оказывать эффект «свой—чужой». Практика показывает, что если кто-либо предлагает даже выгодное предложение, но воспринимается аудиторией как «чужой», то его предложение, как правило, отклоняется. Это связано с тем, что в предложении «чужого» человека мы заведомо склонны предполагать наличие какого-либо подвоха, невидимой уловки или ловушки. Поэтому снятие напряжения по параметру «свой—чужой» имеет особенное значение в бизнес-презентациях и выступлении перед сложившейся социальной или профессиональной группой, если ставится цель склонить людей к принятию какого-либо решения подписать предложение о сотрудничестве, приобрести товар, услугу и т. Для снятия подобного напряжения необходимо понимать психологические механизмы соотнесения людей к «своим» или «чужим». Так, « своими» для нас являются те, кто относится к нашей группе культуре или к другим схожим или дружественным по отношению к нам группам. А тот, кто относится к инородным, оппозиционным группам, обычно воспринимается как « чужой», а соответственно — враждебный.

Этот процесс идентификации производится оценивающей стороной во многом автоматически на уровне подсознания. И решающее значение в этом процессе имеет подобие, схожесть. Человек как бы бессознательно задает себе вопросы: «Насколько он такой же, как я? Что нас объединяет? Соответственно, для снятия напряжения по параметру «свой—чужой» необходимо показать аудитории общие, объединяющие с ней элементы. Это может быть наличие общих интересов, ценностей, традиций, привычек, прошлого и т. Для определения этих элементов и собирается соответствующая информация о слушателях перед выступлением.

Выступая перед представителями определенной профессиональной группы, необходимо иметь достаточные представления о специфике их деятельности, а также значимых событиях, произошедших в данной профессиональной сфере. Также может иметь значение предпочитаемый в их организационной культуре стиль одежды, особенности профессионального языка традиционные приветствия и обращения. При этом главное в использовании этих знаний — не «перегнуть». Подозрение аудитории в том, что вы ведете себя неискренне и только пытаетесь «пристроиться» в их ряды, может только навредить. Завершение выступления и ответы на вопросы По окончании выступления полезно кратко подвести итоги выступления и повторить ключевые мысли и фразы. Этим вы можете подвести аудиторию к соответствующим вопросам. Следует понимать, что ответы на вопросы могут существенно повлиять на общее впечатление слушателей от выступления.

Поэтому к ним нужно отнестись особенно внимательно. Если по окончании выступления вопросы сразу не появились, то лучше выдержать небольшую паузу и дать аудитории время на их формирование. При отсутствии вопросов можно использовать технику: «Мне часто задают следующий вопрос... После этого дается заранее заготовленный на него ответ. При ответе на вопросы полезно соблюдать следующие правила: Получив вопрос, обязательно поблагодарите за него, но не отвечайте с ходу, даже если ответ у вас уже готов. Выдержав маленькую паузу 2-3 секунды , вы отметите значимость вопроса и позволите другим слушателям его лучше осознать. Если вопрос задан тихо — вы его услышали, но есть риск, что его могли не услышать остальные присутствующие, то лучше самому кратко повторить этот вопрос для всех и только после этого отвечать.

Если вопрос задан, но вы не уверены в том, что правильно его поняли, то не следует отвечать наугад, а лучше переспросить: «Правильно ли я понял, вы спрашиваете... Если спрашивающий многословен и не столько задает вопрос, сколько комментирует или уже даже выступает сам, то можно спросить вежливо , в чем, собственно, вопрос. Тем более если по регламенту сейчас время вопросов, а не высказывание комментариев и отношений. Если вам уже с первых слов стало понятно, в чем суть вопроса, не следует перебивать или останавливать спрашивающего и начинать отвечать, не дослушав то, что он хотел сказать. Этим вы проявите неуважение и продемонстрируете то, что вы якобы соображаете быстрее, чем спрашивающий способен сформулировать мысль. К тому же и аудитория может не понять, на какой вопрос вы отвечаете.

Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура». Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать. Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т.

Рабочий план может иметь несколько вариантов, так как он постоянно уточняется, сокращается или расширяется. Характерная особенность рабочего плана заключается в том, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план составляется на основе рабочего плана. Это план не столько для оратора, сколько для слушателей. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т.

Слушатели во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. Сложный план состоит из вступления, главной части и заключения. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Структура устного выступления включает вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Поэтому начало и конец речи, то есть вступление и заключение, должны быть в центре внимания.

Успех выступления во многом зависит от заинтересованности аудитории. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа слушателей с самого начала готова слушать оратора. Слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами читать, разгадывать кроссворды и т. Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей.

Это трудное и ответственное дело. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Эффективный прием — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность. Прием парадоксального цитирования используется для создания определенного эмоционального настроя слушателей. Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий. Каждая тема требует своего, особого начала.

При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. В заключении повторите основную мысль, ради которой произносится речь, суммируйте наиболее важные положения, подведите итоги сказанного.

Особенно тщательно поработайте над последними словами выступления. Если первые слова привлекают внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Перед выступающим стоит задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора, запомнить прослушанное. В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала. Важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи. Причем выполнить свою задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом.

Экстралингвистика - это паузы, покашливание, смех, плач, шепот, темп речи. Скорость речи является особенно действенным невербальным средством изменения мнения слушателя. Темп речи может свидетельствовать о психоэмоциональном состоянии, состоянии здоровья. Например, ускоренная речь в конкретной ситуации повседневного или делового общения является признаком психоэмоционального возбуждения, волнения, а в условиях профессионального общения эта же характеристика речи может быть и симптомом имеющегося заболевания. Оптико-кинестетическая система невербальных средств общения включает в себя мимику, жестику и пантомимику.

Мимика - это совокупность движений лица и глаз, создающих выражение лица человека. Выражение лица больше всего подчеркивают уголки губ, нахмуривание или поднимание бровей, сморщивание лба. Поэтому, чтобы определить состояние человека, нужно смотреть на его губы и брови. Данные современных исследователей показывают, что представители разных культур, испытывая определенные эмоции, одинаково выражают их в экспрессии лица. Базовые эмоции, выраженные в мимике, распознаются людьми, независимо от принадлежности к той или иной культуре.

Мимические движения лица отражают разнообразные по степени осознаваемости психо-эмоциональные состояния человека, его отношение к происходящему, мысли, поэтому в различной степени подвластны произвольной регуляции. При передаче эмоционального состояния и чувств человека источником возбуждения становятся подкорковые структуры мозга и мимика имеет непроизвольный характер. Мимические движения подразделяются на 1 агрессивно-наступательные гнев, злость, жестокость и др. Глаза и губы — наиболее выразительные части лица. Движения мышц лица — индикатор чувств и настроений человека.

Особенно информативны глаза и окологлазная область лица. Существуют сотни различных вариантов сочетаний положения губ и выражения глаз, которые создают те или иные мимические выражения. Жестика — это совокупность выразительных движений головой, рукой или кистью руки, которые используются в общении и могут сопровождать размышление или состояние. Один и тот же жест может интерпретироваться по-разному. Это зависит от ситуации, в которой протекает общение, личностных особенностей общающихся и других факторов.

В психологии выделяют следующие виды жестов: указательные, подчеркивающие усиливающие , демонстративные, касательные, произвольные и непроизвольные. Подчеркивающие усиливающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение при этом имеет положение кисти руки. Демонстративные жесты поясняют ситуацию. Касательные жесты используют для установления социального контакта или получения знака внимания со стороны партнера.

Также они используются для ослабления значения высказываний. Произвольные жесты — это движения головы, рук, кистей, которые совершаются сознательно, с использованием волевых усилий. Если произвольные жесты используются часто, то они могут стать непроизвольными. Непроизвольные жесты — это движения головы, рук, кистей, которые совершаются неосознанно, без волевых усилий человека. В современной психологии накоплен большой объем информации по интерпретации жестов и телодвижений человека.

К благожелательному отношению предрасполагают жесты в горизонтальном направлении, открытые жесты. Кивание головой в подавляющем большинстве стран обозначает «да», также как покачивание головой для обозначает отрицание, несогласие. Многократное и резкое кивание используется для подчеркивания значимости слов, придания им особо важного значения. Ладонь является одним из наиболее информативных источников для расшифровки невербальной информации. Главными признаками являются положение ладони и ее сила.

Как правило, используются три жеста ладони: положение ладони вверх, положение ладони вниз и положение указательного пальца. Каждый жест, как слово в языке, имеет свое значение и смысл, которые могут быть правильно поняты только в контексте конкретной ситуации. Понимание согласованности жестов позволяет более точно видеть позицию человека, с которым мы общаемся. Интерпретируя жесты, человек осуществляет обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе взаимодействия, а жестовые группы — это важные составляющие обратной связи. Они поэтапно поминутно, от движения к движению указывают, как люди реагируют на происходящее.

Жесты, означающие открытость для общения, всегда в качестве элемента содержат открытые для собеседника ладони. Этот жест обычно интерпретируют с проявлением искренности, открытости. Дети, когда гордятся своими достижениями, открыто показывают свои руки, а когда они чувствуют свою вину или настороженно воспринимают ситуацию, то прячут руки либо в карман, либо за спину. Ладони, повернутые вверх, обозначают просьбу, требование, а сомкнутые при этом пальцы усиливают требование. Поворот головы и легкое напряжение говорят о заинтересованности человека, а в сочетании с легким кивком или другими жестами является знаком признательности, готовности к действию, уверенности в себе и искренности.

При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется. Это может восприниматься как пренебрежение. Отворачивание головы всегда является движением уклонения, отказа и говорит о том, что потребность и интерес к данному объекту отсутствует. Отворачивание с сильным напряжением мышц лица, шеи и даже тела заключает в себе гнев.

Эмоциональный интеллект оратора

В процессе восприятия информации, передаваемой при помощи речи, собеседник декодирует полученную информацию, что, в свою очередь, представляет собой поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание полученной информации. интересной информации, которая затрагивает интересы аудитории этой. коммуникации. В процессе выступления информации придается публичный. статус, который подразумевает получение такой информации от человека с. высоким социальным статусом. В процессе выступления искусный оратор использует различные приемы привлечения и удержания внимания. Вот некоторые из них: Контрастные раздражители. Прием заключается в контрастном изменении сигналов доступа информации. Каждое публичное выступление — это взаимообусловленный творческий процесс сочетания рационального и эмоционального. В искусстве устной речи соотношение рационального и эмоционального — это взаимосвязь содержания и формы в их диалектическом единстве. Конечно, кроме передачи конкретной “сухой” информации, во время вербального общения люди взаимодействуют друг с другом эмоционально и воздействуют друг на друга, передавая свои чувства и эмоции на словах.

Приемы и психотехники публичного выступления

Итак, как же сделать свою речь насыщенной и эмоциональной? Цицерон, убежденный в том, что аудиторией движут эмоции, основными инструментами эмоционального воздействия считал душевную доброту и страстное воодушевление. Модели воздействия и распространения информации Ранние исследования массовой коммуникации были в основном сосредоточены на изучении процесса передачи информации и влияния от СМК к аудитории в целом. В статье представлены результаты исследования, целью которого является изучение процесса восприятия и распознавания (идентификации) эмоциональных состояний человека в опосредствованной (в данном случае — визуальной, телевизионной) коммуникации.

Как интонации влияют на коммуникацию

Оратор должен быть высоко эмоционален в процессе выступления. Оратор должен быть умеренно эмоционален в процессе выступления. Оратор должен быть логичен и мало эмоционален в процессе выступления. Использование оратором простых, общеупотребительных слов снижает доверие к нему, создает впечатление о его некомпетентности. Использование оратором простых, общеупотребительных слов повышает доступность выступления. Оратор доложен выбрать в аудитории симпатичное лицо и все рассказывать этому слушателю. Надо смотреть во время выступления на всех слушателей, разбив аудиторию по секторам.

Главную мысль лучше сформулировать словами и повторить 2-3 раза. Главная мысль не должна быть выражена оратором прямо, надо подвести к ней слушателей, но не формулировать вывод за них. Заключительная фраза должна быть импровизационной. Заключительная фраза должна быть заранее подготовлена и отрепетирована. Заключительная фраза должна быть выделена интонационно. Прочитайте «Советы молодому оратору».

Говори только о том, что хорошо знаешь, что волнует тебя лично, что тебе лично интересно. Уважай своих слушателей, не думай, что они глупее тебя. Не кричи. Убеждай аргументами и фактами, а не силой голоса. Не стремись сказать сразу о многом. Будь кратким, но убедительным и логичным.

Говори проще. Обращайся не только к разуму, но и к сердцу слушателей. Следи за правильностью своей речи.

Используйте цифры. Опирайтесь на наглядность. Отсюда важнейшая роль зрительной стороны восприятия устного выступления. Мы говорим слушать лекцию, прослушать выступление. Английский психолог Р.

Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их. А для акционеров ничего не остается! Разве это справедливо? Поданным Е. Юниной и Г. Соперу и Ф. Снеллу, следующие.

Заранее ничего не выставляйте, делайте это только в нужный момент. Не говорите аудитории: Тут, правда, плохо видно... Обращайтесь к слушателям, а не к пособиям. Все пособия держите при себе. Если вы демонстрируете слушателям какой-либо предмет, держа его в руке, держите его на уровне плеч либо на 5 см выше. Используйте юмор. Юмор любит любая аудитория. Однако юмор — очень гон кое оружие в руках оратора, и надо умело им пользоваться.

Юмор должен использоваться в меру. Конечно, не каждый оратор способен к такому юмору, но эффективен и заимствованный юмор, следует только делать ссылку на автора шутки или анекдота. Можно ли начинать выступление с шутки? Карнеги рекомендует оратору шутить в свой адрес — это всегда располагает к нему аудиторию. Рассказывайте только то, что хорошо знаете. Ваша шутка должна быть понятна всем присутствующим. Шутка должна развивать тему вашей речи. Шутка должна быть короткой.

Не делайте больших пауз для смеха и аплодисментов. Таковы основные общие правила эффективной аргументации. Можно также рекомендовать некоторые практические, чисто «технические» приемы усиления выступления независимо от его содержания. Подача факта как нового недавно установили; я только что прочитал, что... Подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов экспериментальноустановлено... Аудитория очень верит фактам, если указано, что они получены или проверены экспериментально. Подача факта как установленного психологами.

У человека желание выжить включает необходимость добывать пищу и кров, сохранять здоров ье и комфорт, сохранять ум и тело. Это основной закон природы; 2 собственность. Желание владеть материальными благами игр ает важную роль в жизни большинства людей. На этом часто основывается реклама. Это желание является неотъемлемой частью системы свободного предпринимательства. Оно заставляет людей искать более эффективные пути для увеличения прибыли; 3 власть. Авторитет и влияние — сильные факторы для некоторых людей. Многие хотят улучшить себя, чтобы расширить свое влияние; 4 репутация. Стремление к всеобщему признанию и восхищению — это универсальный подчиняющий мотив. Большинство людей стремятся к общественному одобрению, чтобы быть уважаемыми в своем окружении. Говорящий может достичь признания своих иде й, если он покажет, как он ценит репутацию своих слушателей; 5 привязанность. Любовь к семье, друзьям, Родине составляет сильный мотив. Любовь к семье — наиболее важный мотив. На этом основывается система страхования. Любовь к Родине заставляет людей защищать ее путем участия в боевых действиях. Этические стандарты сотрудничества, личной чести, уважения к другим людям определяются главным образом любовью и привязанностью. Оратор, который апеллирует к любви, заставляет аудиторию слушать; 6 сентиментальность — она определяет чувство верности и патриотизма. Организация музеев, восстановление исторических памят ников, сохранение исторических документов осуществляются из чувства сентиментальности. Оратор, который взывает к чувствам, дает аудитории дополнительный повод слушать; 7 вкус. Не все действия мотивируются практическими решениями, некоторые обусловлены эстетической оценкой, чувством красоты и гармонии. Оратор, который учитывает эстетическую оценку аудитории, заставляет ее слушать. Эмоциональное состояние. Нежелательные псих ологические чувства, которые мешают непрерывному вниманию, могут быть следствием эмоциональной подавленности слушателя, его антагонистического отношения к оратору, его несогласия с утверждениями оратора. Человек слушает то, что доставляет ему удовольствие. Николс и Л. Стивенс писали: «В различной степени и различными путями способность слушать во всех нас управляется нашими эмоциями. Как озабоченный студент колледжа, мы часто «выключаемся», когда не хотим слушать. Или, с другой стороны, когда мы особенно хотим слушать, мы широко раскрываем наши уши, принимая все — правду, полуправду или ложь. Можно сказать тогда, что наши эмоции действуют как фильтр того, что мы слышим. Иногда они действительно вызывают глухоту, а иногда могут сделать слушание слишком легким. Когда эмоции вызывают глухоту, это происходит следующим образом. Если мы слышим что-то, что противоречит нашим глубоким убеждениям, понятиям, суждениям и т. Мы мысл енно планируем опровержение тому, что услышали. Или иногда мы формулируем вопрос, чтобы смутить говорящего. Или, возможно, мы просто предаемся мысл ям, которые поддерживают наши собственные чувства по данному предмету. Когда эмоции делают слушание слишком легким, это обычно следует из того, что мы слушаем нечто, что подтверждает наши глубокие внутренние чувства. Когда мы слышим такое подтверждение, наш ментальный барьер рушится и все становится желанным. Мы не задаем вопросов о том, что слышим, наши способности вознаграждаются нашими эмоциями» [18]. Следует помнить, что эффективность слухового восприятия выше в том случае, когда слушатель свободен от эмоционального дискомфорта. Как слушать? Для того чтобы ответить на этот вопрос и понять, как можно улучшить навыки слушания, необходимо рассмотреть, чем слушание отличается от чтен ия. Читающий зависит исключительно от напечатанного, слушатель же получает впечатления не только от того, что говорит оратор, но также от того, как он говорит. Поза, голос и движения оратора могут быть такими же значимыми, как и содержание речи. Читатель может остановиться, чтобы подумать или перечитать иде и, не понятые им при первом прочтении. Слушатель должен работать более напряженно, чтобы понять смысл сообщения.

Поэтому, даже если во время презентации выключился свет или микрофон, это совершенно не означает, что всё пропало. Возможно, необычные условия помогут сделать ваше выступление ещё более запоминающимся и ярким. Шаг 4. Философски относимся к критике Конечно, нам не очень нравится критика. Однако, если научиться её правильно воспринимать, то от «не самой приятной пилюли» можно получить и пользу. Как это сделать? Сначала посмотрите на себя со стороны и поймите, объективны ли слова «критика». Если вы чувствуете, что в них есть доля истины, поработайте над собой. Подумайте, как это поможет вам стать лучше. В итоге, не только усилятся ваши качества, но и вырастет уверенность в себе. Шаг 5. Показываем свою аутентичность Безусловно, в презентации не стоит откровенно рассказывать всю биографию или обнажать потаённые эпизоды из жизни, однако нужно быть собой. Это означает руководствоваться своими принципами и ценностями, а также искренне делиться мнением. Такой подход обязательно оценят, полагает Даниэль Гольман. Вы обладаете набором качеств, навыков и знаний, о которых, возможно, многие в зале только мечтают.

17 секретов ораторского мастерства для эмоционального выступления

  • Читайте также
  • Вербальные средства общения
  • «Ляпнул не то»: что такое анализ эмоциональной речи спикера и зачем он нужен бизнесу
  • Теоретические ориентировочные основы публичного выступления

Средства эмоциональности в продающем тексте

Необходимо научиться правильно дышать для регулировки дыхания в процессе выступления. Неподготовленный человек страдает от острого кислородного голодания: у него раздуваются вены, краснеет лицо, выступает пот, учащаются дыхание и пульс. Необходимо научиться правильно дышать для регулировки дыхания в процессе выступления. Неподготовленный человек страдает от острого кислородного голодания: у него раздуваются вены, краснеет лицо, выступает пот, учащаются дыхание и пульс. В процессе восприятия информации, передаваемой при помощи речи, собеседник декодирует полученную информацию, что, в свою очередь, представляет собой поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание полученной информации.

Особенности выражения эмоций в языке и тексте

Оратор вспоминает какой-нибудь смешной случай из жизни, парадокс, афоризм, пословицу, «притягивая» их к развитию темы; делает «лирическое отступление», рассчитанное на обострение внимания аудитории; рассказывает веселый анекдот, вызывая смех в зале... Все это помогает поддержать затухавшую было коммуникативность и продолжать речь. Заключение Достижение в аудитории общности разума, чувств, воли, интересов возможно лишь в том случае, если оратор знает, видит, чувствует, понимает аудиторию, если соразмеряет свои слова и действия с ее знаниями, интересами, эмоциями, настроениями. Иначе говоря, если оратор признает за слушателями активную, динамичную силу, их самостоятельную роль в процессе взаимодействия.

И здесь особую роль играет культура личности оратора, его психолого-эмоциональная подготовленность, педагогические и даже актерские данные. Оратору необходимо быть частью аудитории, чувствовать ее и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Он должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха произнесения речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона - внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи.

Один из секретов Сократа состоит в том, что Сократ никогда не говорил людям, что они не правы, для этого он был слишком умён. В беседе он всегда задавал такие вопросы, чтобы получить от собеседника не отрицательный, а утвердительный ответ, заставлял собеседника соглашаться с ним. Карнеги так пишет об этом: «Если человек уверенно говорит «нет», то он не просто говорит слово из трёх букв, а делает нечто большее.

Весь его организм: железы внутренней секреции, мышцы — настраивается на активное противоречие». Не следует начинать беседу с заявления: «Я вам докажу то-то и то-то». Этот вызов и порождает у собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с вами в споре и противоречить вам.

Лорд Честерфильд учил сына: «Будь мудрее других, если можешь, но никогда не говори им об этом ». Если вы поняли, что вы не правы, следует признать свою неправоту быстро и решительно. Это не только не нанесет ущерба вашему авторитету в глазах собеседника, но и убедит его в вашей искренности и чистосердечности.

Каспарова или Ю. Или обратный пример: Как указывал выдающийся борец за демократию А. Спор на темпераменте. Спор, переходящий от голословных утверждений на личность партнера. Что может говорить хромой об искусстве Ван Гога? Если ему сразу объявить, что он хромой, он признает себя побежденным.

О чем может спорить человек, который не поменял паспорта? Какие взгляды на архитектуру может высказать мужчина без прописки? Отвлекайтесь в изложении. Нельзя говорить все время только на тему. Если внимание аудитории несколько отвлекать, то убеждающее воздействие оратора на аудиторию усиливается. Кстати, отвлекающей помехой, повышающей убедительность выступления, может быть голос оратора слишком громкий или слишком тихий, меняющийся по амплитуде и др.

Необходима лишь умеренность. Используйте парадоксальные аргументы. Во многих аудиториях эффективно использование парадоксов в процессе аргументации. Как писал Гельвеций, «бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы убедить». Это еще раз доказывает, что без ушей жить нельзя. Принимаю ежедневно с 10.

Дёмонстрируйте некоторое превосходство над аудиторией. В силу этого возникает ощущение правоты, превосходства оратора в обсуждаемом вопросе: вроде бы, все поняли, всех он убедил, не могу же я быть против! Будьте лаконичны. Требование лаконичности — одно из важнейших. Вот ее речь: «Мужчины, американские мужчины! Пора открывать второй фронт!

Лаконизм выступления достигается за счет тщательного отбора материала. Не следует перегружать изложение примерами. Менделеев, прекрасный лектор, говорил, что лекция, перегруженная примерами, как очаг, заваленный дровами, начинает затухать. Используйте опережающее обсуждение возражений. Используйте опровергающую аргументацию. Это обычно делается так: Здесь обычно возражают,что...

Сначала приведите чужую точку зрения, а потом свою — таким образом последнее слово останется за вами. Оппонент будет при этом вторичен, он вынужден будет повторяться, а вы сможете сказать: «Я уже ответил на это возражение в своем выступлении». Ссылайтесь на авторитеты. Американские исследователи И. Джанис и Г. Ссылка на авторитет сведущих лиц — это ссылка на мнение экспертов, известных специалистов, знаменитых ученых и политических деятелей.

Например, правило «Приближение к собеседнику повышает эффективность речевого воздействия на него» реализуется в практике общения в виде следующих приемов: «Подходите ближе! Правила помогают эффективному общению в конкретных ситуациях - например, есть правила эффективного общения с детьми и стариками, с мужчинами и женщинами, с «технарями» и гуманитариями, с возбужденными людьми и флегматиками и т. Такие правила называют специальными или конкретными. Но есть и общие правила, которые носят универсальный характер. Общие правила помогают эффективному общению со всеми типами собеседников во всех или почти во всех ситуациях. Наиболее общие правила универсального характера называют принципами. Под принципами общения понимаются наиболее общие, глобальные правила, следование которым в том или ином обществе привычно или необходимо и обеспечивает эффективность как общения вообще, так и речевого воздействия. Можно назвать принцип кооперации П.

Грайса, принцип гармонизирующего общения А. Михальская , принципы общения Д. Принципы общения конкретизируются правилами, имеющими форму рекомендаций по общению, а конкретные способы реализации правил общения - это приемы речевого воздействия на собеседника. Выявление принципов эффективного общения - итог изучения законов, правил и приемов эффективной коммуникации, наиболее высокий уровень обобщения результатов подобного исследования. Кратко рассмотрим некоторые наиболее важные законы общения. Закон зеркального развития общения Этот закон легко наблюдаем в общении. Сущность его может быть сформулирована следующим образом: собеседник в процессе коммуникации имитирует стиль общения своего собеседника. Это делается человеком автоматическим, практически без контроля сознания.

К примеру, если в общем разговоре кто-то вдруг начинает говорить шепотом, то все общающиеся непроизвольно обращают на это внимание и снижают громкость своего голоса — отзеркаливают. Если кто-то начинает кричать, его собеседник, да и все окружающие испытывают огромное искушение тоже повысить голос. Если на нас накричал начальник, а мы не можем ему ответить тем же, мы испытываем очень большой дискомфорт оттого, что сдерживаем себя и не можем отзеркалить, ответить ему тем же. Закон отзеркаливания вступает в действие тогда, когда кто-нибудь допускает отклонение от норм общения. Запуск механизма отзеркаливания происходит именно при отклонении от нормы: все говорили нормально, и кто-то вдруг начал кричать - мы тотчас испытываем желание ответить тем же. Наиболее часто и легко отзеркаливаются громкость речи, эмоциональность, темп речи, жесты, шаг, частота дыхания собеседника. Дети в поведении и манере речи отзеркаливают своих родителей, любимых учителей, спортивных и музыкальных кумиров. Замечено, что наиболее быстро и эффективно отзеркаливаются негативные вербальные и невербальные сигналы.

Ссора часто «построена» на отзеркаливании: — А ты почему...? В человеческом обществе часто отзеркаливается тематика общения, ср. Как голова болит! Или: — Представляете, сын совсем не хочет учиться! Прямо не знаю, что и делать! Что с ними всеми происходит? Или: - С праздником вас! Тематическое отзеркаливание как, впрочем, и отзеркаливание позы, ритма дыхания, ритма движения собеседника и др.

Кстати, замечено, что если люди расположены друг к другу, они очень часто отзеркаливают позы, жесты, другие элементы поведения друг друга. Люди, долго живущие вместе, вообще становятся похожими друг на друга в общении и поведении. Говорят, что и собаки становятся похожими на своих хозяев, а те — на своих питомцев. Закон зависимости эффективности общения от объема коммуникативных усилий Этот закон может быть сформулирован так: чем больше коммуникативных усилий затрачено говорящим, тем выше эффективность его речевого воздействия. В теории коммуникации понятие эффективности общения подробнее об этом понятии в теме 7 данного раздела принципиально отличается от подхода к проблеме эффективности в сфере производства. В промышленности эффективно такое производство, при котором единица продукции произведена с минимальными затратами. В общении — наоборот: нельзя повышать эффективность, снижая затраты, надо применять весь арсенал вербальных и невербальных средств, соблюдать законы и правила общения, применять приемы речевого воздействия, соблюдать нормативные правила общения, нормы этикета и т. Обратим внимание на то, что, как показывают наблюдения, короткие просьбы и распоряжения всегда выполняются людьми менее охотно - они всегда воспринимаются как более грубые, агрессивные.

Вежливость предполагает более развернутые формулы просьбы, распоряжения и т. Именно поэтому надо учиться просить, отказывать, аргументировать и т. Таким образом, эффективность коммуникации прямо пропорциональна объему затраченных коммуникативных усилий.

Материал по теме "Коммуникационный процесс и связи с общественностью"

Говорить следует громко, ясно, отчетливо, выразительно и просто, чтобы обеспечить доходчивость, не монотонно, но и не усыпляющими "волнами" (то выше, то ниже). Эмоциональность выступления должна соответствовать содержанию и учитывать ситуацию. В устной речи легче передать эмоцию и эмоциональное состояние говорящего. В условиях устной речи дополнительно воздействуют сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность и убежденность. Основным инструментом эффекта первых фраз является подача интересной, привлекательной информации, которая может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий